ГлавнаяСведения об образовательной организацииОбразовательные стандарты и требования

Образовательные стандарты и требования

  • Федеральные стандарты – инструмент, который регламентирует деятельность всех государственных структур Российской Федерации. В сфере образования таковыми являются ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты. Это свод требований, которым обязаны соответствовать образовательные учреждения России, имеющие государственную аккредитацию .
    Цели стандартов образования
    Что означает ФГОС в системе российского образования? Свод требований разработан, чтобы обеспечить достаточный уровень знаний школьнику, независимо от того, в каком субъекте РФ он учится. Это предоставляет равные возможности всем учащимся для дальнейшего развития: поступления в вузы, обретения профессии, определения себя в российском социуме..
    ФГОС определяют обязательный минимум информативности учебных программ, максимальный объем нагрузки, а также устанавливают требования к процессу образования. На основании этих стандартов формируются учебные пособия и методички, задания по аттестации школьников и программ подготовки педагогов.
    Новые ФГОС за 2020 год не ограничиваются рамками уровня знаний по школьным предметам, но учитывают и личностные результаты. Эти стандарты приняты для достижения основных целей образовательного процесса:
    становление личности добросовестного человека;
    раскрытие способностей каждого ученика;
    адаптация к коллективной работе;
    формирование ответственности.
    В новых регламентах предусмотрена роль школы как места, где учащиеся не только получают навыки и знания, необходимые для будущей профессии, но и обретают базу для решения жизненных задач.
    Федеральные государственные образовательные стандарты разъясняют, чего должен достичь ученик, преодолев очередную ступень образования:
    определяют необходимый уровень знаний и навыков;
    степень социального самоопределения;
    наличие принципов духовно-нравственного развития.
    ФГОС также задают нормы материально-технической базы, особенности организации занятий, требования к педагогам. Это ориентир, обязательный для каждой школы.
    Общие цели и структура ФГОС закреплены в Федеральном законе «Об образовании», который был принят в 2012 году.
    Структура ФГОС
    Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает требования к:
    видам и правилам ведения образовательной деятельности;
    условиям реализации образовательных программ;
    результатам образовательного процесса.
    Принципы формирования ФГОС предусматривают плавный переход между образовательными ступенями. Важно последовательное соблюдение предписаний регламента. Сформированные стандарты конкретизируются и дополняются:
    базовыми образовательными программами;
    программами развития универсальных учебных действий;
    требованиями к кадрам, оборудованию, финансам в образовательных учреждениях;
    примерными рабочими программами по предметам;
    программами духовно-нравственного развития и воспитания.
    Свод этих документов отвечает на вопрос о том, что было до ФГОС и легло в основу формирования стандартов. ФГОС динамичны и обновляются с учетом текущих требований общества и социальной стратегией развития государства. Это необходимо для отражения актуальных изменений в социуме и структуре знаний. Для этого Минобрнауки РФ ведет постоянный образовательный мониторинг и своевременно вносит изменения в действующие регламенты.
    ФГОС нового поколения уделяют значительное внимание не только физическому или умственному развитию детей, но и их морально-нравственному воспитанию. Если раньше многие личностные ориентиры закладывались лишь поверхностно, то теперь на это принято делать специальный акцент. В частности, это касается представлений о здоровом образе жизни и питании, которые теперь стараются разъяснять детям уже с 1 класса.

    Государственные стандарты образования нового поколения предполагают развитие определенных качеств учащихся, в соответствии с требованиями современного информационного общества. При этом регламенты созданы на основе стратегий социального проектирования, определяющих способы достижения необходимого социального результата, касательно нравственного и познавательного становления школьников.

    Новые ФГОС соответствуют требованиям времени, так как прежние системы образования устарели. Изменились жизненные приоритеты, появились новые стрессообразующие факторы, возникли новые социальные и технические условия. В связи с этим стали актуальны современные технологии обучения, которые призваны помогать педагогу, активно вовлекая детей в учебный процесс. Необходимо, чтобы учащиеся могли самостоятельно:

    ставить цели изучения интересующих тем;
    формулировать и решать задачи;
    применять полученные знания на практике.
    Другими словами, современные ФГОС направлены на развитие школьников через обучение определенным видам деятельности. Что подразумевается в данном случае под развитием? Самоопределение, самореализация, формирование адекватной картины мира и т. п. Для этого от преподавателей требуется освоить современные технологии образования и активно применять в своей работе:

    возможности информационно-коммуникационных технологий;
    обучение на основе «учебных ситуаций»;
    игровые технологии;
    преимущества организации конструктивных дебатов;
    навыки критического мышления и исследовательской деятельности;
    проблемно-диалогические техники и пр.
    Современные стандарты образования направлены на то, чтобы дети смогли успешно реализовываться развиваться в существующих реалиях, обладая для этого нужными качествами, способностями и знаниями. Изменения ФГОС также обусловлены тем, что изменился подход к образованию. Если раньше программы были преимущественно усредненными, но теперь приоритет отдается развитию способностей учащихся, с учетом их личных стремлений, желаний и особенностей.
    Требования ФГОС к результатам образования
    Еще недавно ученик, по окончании определенной образовательной ступени, для аттестации должен был показать достойные результаты только по части знаний и навыков, например, знать таблицу умножения или уметь решать тригонометрические уравнения. Согласно новым ФГОС, теперь внимание уделяется трем основным показателям:
    предметные знания – освоение школьных дисциплин, которое оценивается отметками в журнале и дневнике школьника;
    метапредметные результаты – освоение универсальных предметных действий, например, разработка проектов, умение анализировать и т. п.;
    личные результаты – способность ученика к саморазвитию, умение формулировать свое мнение, чувство собственной ответственности и т. д.
    В соответствии с новыми требованиями изменилась и позиция учителя. Теперь педагог не только дает новые знания и контролирует их усвоение, но на своем примере показывает и разъясняет ученикам, как уметь самостоятельно находить правильный ответ в сложной ситуации, почему важен здоровый образ жизни и пр. Задача педагога – создавать для ребенка все условия для личностного роста, активизировать в нем тягу к познанию. В прошлых стандартах образования, к сожалению, эти качества не стимулировались.
    Современному обществу необходимы образованные, предприимчивые и высоконравственные люди, которые:
    могут разрабатывать правильные стратегии достижения своих целей и взаимодействовать с обществом;
    мобильны в восприятии и анализе информации;
    чувствуют личную ответственность за судьбу страны и ее процветание;
    умеют самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
    Другими словами, появилась ориентация на воспитание личности, которая самостоятельно выбирает цели, достигает их оптимальным способом, отвечает за результаты и при этом способна к коллективной работе.
    Все эти нормы закреплены в ФГОС нового поколения. Но соблюдаются ли они в школах? К сожалению, далеко не всегда. Некоторые преподаватели относятся к ним как к рекомендациям, а не обязательным требованиям. Поэтому качество школьного образования продолжает расстраивать многие семьи. При этом, проект ФГОС содержит четкие критерии, по которым можно проверить уровень образования в школе. Родители могут оценивать компетентность педагогов и качество технического оснащения классов.
    И если эти показатели разочаровывают, всегда можно перевести ребенка на семейное образование. Сейчас это не экзотика, а вполне обычная практика для многих семей в России.
    Можно ли выстроить занятия в соответствии с системой обучения ФГОС при семейном образовании? Если вы внимательно относитесь к этим стандартам, то это вполне возможно. Ведь преимущества семейного образования (СО) в том, что родители могут полностью контролировать процесс и результаты обучения.
    Приведем и другие достоинства СО:
    индивидуальные программы обучения;
    возможный акцент на качествах и навыках, которые родители хотят привить ребенку;
    самостоятельный выбор педагогов;
    возможность регулировать нагрузку для наибольшей эффективности учебного процесса.